Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Лучшая серия странного, но притягательного российского киносериала.

Гоголь. Страшная месть (2018) /

детектив / приключения / триллер

Режиссер: Егор Баранов

В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Артем Сучков, Таисия Вилкова

Для тех, кто все пропустил: изначально «Гоголь» задумывался как телесериал на 8 серий, из которого в итоге сделали три полнометражных фильма, в каждом по два эпизода. По телевидению при этом покажут все 8 серий (из киноверсии, говорят, специально для этого вырезали какие-то сюжетные линии).

«Гоголь» запускался как проект очень рискованный, но риск был подконтрольный: здесь на каждой стадии все было в крепких руках мощного продюсера Цекало. Его почерк, желание вести дела серьезно и продуманно заметны везде. Например, легко заметить, что каждая нечетная серия ощутимо слабее четной, то есть каждый полнометражный фильм становится сильно интереснее к концу. Поэтому их так сложно начинать смотреть (и хочется куда-нибудь сбежать, не дожидаясь финала), и поэтому же после окончания предыдущей серии тянет на следующую.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

Чтобы перестраховаться, авторы «Гоголя», не стесняясь, все по максимуму скопировали у зарубежных коллег. Главный злодей — из «Сонной лощины», комната с чертовщиной — конечно, из «Твин Пикса», весь финал третьего фильма — это крупное заимствованием основной сюжетной канвы из «Лиги выдающихся джентльменов». Причем, как несложно заметить, ничего дурного они себе не стащили, только хорошее. Так чего же жаловаться?

То есть это очень продюсерский проект, в нем нет духа авантюризма. Первая киносерия «Гоголя» была по приятному понятная, даже немного страшная. Вторую, уже заранее зная, что будет третья, сделали послабей, с натянуто серьезным лицом, перенеся таким образом ресурсы, в том числе идейные, на финал.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

И вот он. Как тут принято, «Гоголь» очень медленно пытается встать из оврага, падает, снова падает, опять приподнимается. Первая (то есть пятая, сложно привыкнуть к местной нумерации) серия почти невыносимая. Ее нужно перетерпеть, чтобы к настоящему grand finale все наконец были готовы.

Итак, что же придумали авторы бесстыдно украденного сразу отовсюду сериала? Что ж, наконец в третьей серии произошел долгожданный смысловой переход из наглой, но развеселой чепухи в совсем уже откровенную расписную чушь. Там пять раз кто-то воскресает (реально, можете пересчитать), причем это, очевидно, не просто плохая сценарная работа, это такая задумка. Всюду по сюжету — щедро расставлены рояли в кустах, нагло хлопающие дверями боги из машин — здесь радостно пускают в дело самое непристойное сценарное бесстыдство, какое только удается припомнить. Здесь все правда и искренне стараются еще сильнее оскорбить вкус зрителя, хлопнуть его шматом сала по лицу, и это радостное хулиганское возбуждение парадоксально передается и тому, кто это смотрит.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

Наконец, здесь выдают свою трехгрошовую детективную интригу и рассказывают, конечно, кто же Темный всадник. Правда, куда важнее здесь совершенно недоступный всем остальным деятелям российской киноиндустрии уровень самоиронии и правильно выбранный пародийный тон, которым здесь переиначивают само творчество Гоголя. Это издевательство над школьной программой по литературе, может, и не ценнее самой школьной программы (ее все-таки надо прожевать и пережить) и не заменит ее, и слава богу. Но едва ли не впервые на основе чего-то нашего вечного сделали не зубодробительную скуку и не испанский стыд, а что-то дерзкое, бойкое, восторженно глупое, как (и тут не избавиться от этого навязчивого сравнения) кинокомикс.

С 30 августа в кино.

Скачать мобильное приложение Скачать мобильное приложение
Мы Вконтакте Мы в Facebook Мы в Instagram
Последние рецензии