Рецензия на фильм «Гори, гори ясно»

Старомодный слэшер Джеймса Ганна о пубертате и его последствиях.

Гори, гори ясно (2019) / Brightburn

драма / триллер / ужасы / фантастика

Режиссер: Дэвид Яровенски

В ролях: Элизабет Бэнкс, Джексон А. Данн, Дэвид Денман, Дженнифер Холланд, Мэтт Джонс

Семейка Брейеров из захолустного Брайтбёрна тщетно пытается завести ребёнка. Во время одной из таких неудачных попыток около их дома падает космический корабль, в котором Тори Брейер (Элизабет Бэнкс) обнаруживает младенца. Спустя несколько лет приятной находке, маменькиному сынку с отличной успеваемостью, исполняется 12: на пороге пубертатный период, эротические журналы под кроватью и постоянные скандалы с предками. Проблема, правда, в том, что пубертат одними этими бедами не ограничивается. Сынишка Брейеров, оказывается, ещё умеет летать, сжигать вещи глазами и обладает нечеловеческой силой. Им овладевает желание захватить сначала городок (его дурацкое название Brightburn он с лихвой оправдает своими злодеяниями), а потом и целый мир. Тут даже самый дорогой семейный психолог не поможет.

Гори, гори ясно

Гори, гори ясно

Хотя режиссёром «Гори, гори ясно» и выступил Дэвид Яровески, снявший технически интересный, но идейно скомканный «Рой» — оммаж «Зловещим мертвецам» о торжестве коллективного сознания над индивидом, — интерес к фильму держался исключительно на имени продюсера Джеймса Ганна. Ещё до ухода в Disney он выдал классный постмодернистский хоррор «Слизняк», набитый отсылками к культовым фильмам и вторящий трэш-эстетике студии Troma. Кино, как нетрудно догадаться, само стало культовым в узких кругах, а у локальной публики надолго закрепился образ Ганна-провокатора: от «Гори, гори ясно» фанаты его первых работ ждали если не идейного продолжения, то хотя бы скромной попытки второй раз войти в ту же реку кровавого угара.

Гори, гори ясно

Гори, гори ясно

И фильм местами действительно напоминает раннее творчество Ганна: такое же бескомпромиссное, жестокое, но куда менее ироничное и не настолько нахальное кино. В нём иногда встречаются до ужаса смешные «ганновские» сцены — в одной, например, встык монтируется зверское убийство и шлепок каши в тарелку. Но всё же фильм далёк от той безудержной игры с жанром, что была в «Слизняке»: все его попытки обновить историю выглядят изменениями скорее косметическими, нежели структурными.

«Гори, гори ясно» работает строго по канону и выделяется на фоне других хорроров разве что концептом, но подкупает своей простотой и непритязательностью. Он может нагло впихнуть в слэшер псевдосупергероику, только чтобы перенять эстетику комиксов, или развернуть одну огромную метафору взросления и страха родителей перед ним и проговорить её в диалогах. Все ключевые моменты фильма собраны из предельно тривиальных кусков, кино как бы прячется в жанровый «домик» старомодного фильма, который может позволить себе быть незатейливым и даже глупым — лишь бы работал.

Гори, гори ясно

Гори, гори ясно

А работает он исключительно из-за любви к тому самому канону. Яровески и братья Ганн рассказывают историю по всем заветам жанра, подходят со вниманием к каждому кадру и их композиции, выстраивая хоррор не сюжетный, но визуальный, и задействуют преимущественно практические эффекты (почти все убийства потребовали трепетной работы с гримом). Это кино стоит на эдаком распутье: с одной стороны, невольная дань фильмам о маньяках в страшных масках, которые изжили себя пару десятков лет назад; с другой — пускай даже не первая, но ещё одна попытка найти новый тип антагониста.

Обе эти крайности проявляются в самом Брэндоне, инфернальном антиподе Кларка Кента, которому не удалось вырасти добрым и всепрощающим. Его история гораздо человечнее и, если угодно, универсальнее, чем у многих злых парней из слэшеров, — всё же он не абсолютное зло, а жертва ранних комплексов и внутренних неконтролируемых перемен. Однако с примитивными, устаревшими злодеями его связывает бездумная жажда убийств и ненасытность — те же качества, которые в своё время довели слэшер до клинической смерти.

С 23 мая в кино.

Скачать мобильное приложение Скачать мобильное приложение
Мы Вконтакте Мы в Facebook Мы в Instagram
Последние рецензии