Рецензия на фильм "Тварь"

О Беловых начистоту

Талантливый жанровый дебют и, возможно, лучший отечественный хоррор последних лет.

Тварь

Тварь (2019)

драма, триллер, ужасы
Режиссер: Ольга Городецкая
В ролях: Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Севастьян Бугаев, Ян Рунов, Евгений Цыганов
Премьера: 28 ноября 2019 года

Несколько лет назад у Полины и Игоря Беловых пропал сын. Не смирившись с болезненной утратой, убитые горем родители едут в загородный христианский приют. Пока муж знакомится с обитателями детского дома, Полина, в ужасе узнающая черты любимого Вани в лице каждого ребёнка, выбегает на улицу и вдруг слышит выстрел из подвала. Спустившись, женщина видит мужчину с простреленной головой, а рядом — страшного мальчика, огороженного решёткой, который ходит на четвереньках и рычит, как животное. Теперь одичалый ребёнок — их новый Ваня, новый любимый сын. Знакомые говорят, что занятия и забота помогут ему стать как все. Но Игорь чувствует в нём нечто зловещее и нечеловеческое.

Кадр из фильма «Тварь»

Во второй половине XX века семья перестала быть центральной темой комедии и попала под радары хоррора, который лучше других жанров мог показать её неминуемый кризис. «Техасская резня бензопилой», «Омен» или «Ребёнок Розмари» подчеркивали надлом в системе, а изображение малой ячейки общества становилось всё радикальнее и извращённее. Проблематика настолько глубоко проникла в жанр, что сейчас чуть ли не каждый второй ужастик апеллирует к семейным вопросам. В России, где современные реалии могут стать отличной почвой для таких фильмов, эта тенденция прослеживается тоже («Невеста», например, рассказывает о таинственном свадебном обряде, который должна пройти героиня, чтобы её приняли родители жениха), но почти всегда хромает реализация.

Кадр из фильма «Тварь»

«Тварь» Ольги Городецкой — новый отечественный хоррор про семью — это кино компромиссное, работающее на стыке западной и российской традиций, а потому и не чисто национальное. С одной стороны, сеттинг урбанистической России, намёки на фольклорные элементы и актуальные для страны вопросы сиротства. С другой — утрированные семейные и личностные проблемы, которые будут понятны даже в Южной Корее, где картину, кстати, тоже покажут, смешение эстетики российской действительности с киношными образами (старый христианский приют в готическом стиле посреди провинции) и следование конвенциональному сюжету.

Кадр из фильма «Тварь»

У Городецкой две эти ипостаси сталкиваются довольно аккуратно. Хотя многие русские хоррормейкеры при таких раскладах из раза в раз наступали на одни и те же грабли: например, создатели франшизы «Пиковой дамы», где чрезмерно шаблонная история про бугимена и забугорная эстетика нивелировали редкие самобытные решения. Вопрос тут, разумеется, не в том, кто покажет больше берёзок и вместит в хоррор настоящую русскую душу. А скорее в том, что отечественные фильмы ужасов недостаточно осмысляют или неумело реализуют и сюжетный, и кинематографический шаблоны.

Кадр из фильма «Тварь»

«Тварь» в этом плане кино абсолютно интернациональное. Оно говорит об общей проблеме переноса амбиций на детей и принятии смерти, а все сверхъестественные элементы лишены чёткой культурной принадлежности. Но фильм и не пытается стать исконно русской историей: он просто заимствует готовые сюжеты классики и делает упор на подачу. Тут уже спасают амбиции дебютантки: «Тварь» выглядит как добротный западный инди-хоррор в приглушённых цветах (таких сбалансированных гнетущих оттенков в изображении нашим ужасам как раз не хватало) и, что важнее, включает в себя много оригинальных жанровых приёмов. Это кино не подражает современным голливудским канонам, а обращается к классическим европейским хоррорам с их выразительностью. Городецкая отказывается от обилия джампскейров и создаёт напряжение через резвый давящий монтаж, странную постановку кадров и игру с тенями.

Порой режиссёрка заигрывается и повторяет один и тот же фокус по несколько раз, а под конец в дело всё чаще вступает главный ужас наших ужасов — дешёвая компьютерная графика, которая благополучно уничтожает весь саспенс. При желании «Тварь», как маленького ребёнка, можно ругать за тысячу проступков и проказ. Это действительно динамически неровный, глупый и предсказуемый фильм. Но ему удаётся то, чего не смогли добиться предшественники: впервые за долгое время в отечественном жанровом кино создать зловещую атмосферу, передающую страх кризиса устоявшихся ценностей. Особенно это актуально для общества, где ребёнок становится проекцией желаний собственных родителей, которые не смогли перебороть комплексы. И хотя в случае «Твари» ребёнок — бездушное исчадье ада, никогда не стоит забывать, что ад — это мы сами.

Скачать мобильное приложение Скачать мобильное приложение
Мы Вконтакте Мы в Facebook Мы в Instagram
Последние рецензии